Воспитательная работа  Спортивные достижения  Новости

Урок-соревнование в 8 классе «Здравствуй, физика теплоты!»

 

Якубенко Елена Сергеевна
учитель физики
Областная
школа-интернат для
детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей

Якубенко Е.С.

 

Цель урока: повторить и обобщить пройденный материал; проверить уровень знаний и умений учащихся.

 

Задачи:

Образовательная: закрепление изученного материала, активизация мыслительной деятельности.
Развивающая: расшить кругозор, развить настойчивость и самостоятельность.
Воспитательная: воспитать чувство коллективизма, умения организовывать свою работу.

Тип урока: урок-соревнование.

Пояснительная записка:

1. Класс делиться на две команды, например «Ку» и «Лямбда».
2. Соревнование ведётся по семи заданиям, два из них являются домашними.
3. Домашнее задание даётся за неделю до соревнования: а) написать рассказ «Я — молекула воды»; б) подобрать основные физические характеристики монеты (10 тенге)
4. Соревнование ведётся под руководством ведущего (учителя).
5. Каждое задание оценивает жюри.
6. В конце соревнования жюри подводит итоги.

План урока

I.Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
III. Разминка «Отгадай кроссворд»
IV. Домашнее задание: рассказ «Я — молекула воды»
V. «Заселите остров формулами»
VI. «Кто быстрее решит»
VII. «Нарисуй фигурку»
VIII. Домашнее задание с монетой
IX. «Угадай чайнворд»
X. Подведение итогов

Ход урока

I.Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Здравствуй, физика теплоты! Без тепла нет жизни, но слишком сильный холод и жара разрушает всё живое.

Все тела, даже глыбы льда, излучают энергию, но слабо нагретые тела излучают мало энергии, и это излучение не воспринимается человеческим глазом.

В восемнадцатом веке многие учёные считали, что теплота — это особое вещество «теплород», невесомая «жидкость», содержащаяся в телах.

Сейчас мы знаем, что это не так. Сегодня мы будем говорить о теплоте, о тепловых явлениях, а так же об агрегатных состояниях вещества.

Соревнование выявит ваши знания, эрудицию, умения. Итак, начнём с разминки.

III. Разминка «Отгадай кроссворд»

На доске вывешивается плакат с кроссвордом. Дети прослушав вопрос, поднимают руку и отвечают, если ответ правильный, то они записывают угаданное слово в кроссворд. (Рисунок 1)

Рисунок 1

По горизонтали: 1. Внешние слои Солнца, излучение которых может наблюдаться, называется…(атмосфера). 2. Явление, превращающее жидкости в пар (парообразование). 3. Меру изменения внутренней энергии путём совершения механической работы называют…(работа). 4. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое (кристаллизация). 5. Непрерывная циркуляция жидкости, которая сопровождается переносом энергии (конвекция). 6. Единица измерения температуры по абсолютной термодинамической шкале называется…(кельвин). 7. Система тел, на которую не действуют внешние силы (замкнутая).

По вертикали: 1. Явление передачи энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействии частиц, из которых состоит тело (теплопроводность). 2. Взаимное проникновение частиц одного вещества в промежутки между частицами другого вещества при их соприкосновении (диффузия). 3. Процесс перехода вещества из твёрдого состояние в жидкое (плавление). 4. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется… (испарением).

IV. Домашнее задание: рассказ «Я — молекула воды»

(Оценивается в шесть баллов)

Дома вам надо было сочинить рассказ «Я — молекула воды». Рассказ должен начинаться со слов: «После очередной контрольной работы по физике теплоты я очень устал и рано лёг спать».

V. «Заселите остров формулами»

Следующее задание нашего соревнования называется «Заселите остров формулами». (Каждой команде выдаётся лист с рисунком островов, и они должны в течение трёх минут заселить пустующий остров формулами, беря с буквенные значения с острова «Величины»). (Рисунок 2)

Рисунок 2

VI. «Кто быстрее решит»

(Оценивается в пять баллов)

Каждой команде нужно как можно быстрее решить задачу и правильно оформить её решение.

Задача 1.

Определите количество теплоты, выделившегося при сгорании 200 г бензина. (Ответ: Q=9,2 106 Дж)

Задача 2.

При сгорании спирта выделилось 1,35 107 Дж тепла. Чему равна масса сгоревшего спирта? (Ответ: m=50 г)

VII. «Нарисуй фигурку»

(Оценивается в пять баллов)

Ответив правильно, поочерёдно на вопросы, вы сможете получить фигурку.

Команда «КУ»

Вопросы к заданию «Нарисуй фигурку»
Отвечая правильно на вопросы, нужно на рисунки соединить точки.
(Ответ: получится ракета) (Рисунок 3)

Рисунок 3

1. Какой буквой обозначают удельную теплоту сгорания?
2. Формула удельной теплоёмкости.
3. Единица измерения количества теплоты.
4. Формула теплоты плавления.
5. Единица измерения удельной теплоты плавления.
6. Чему равна удельная теплота плавления алюминия?
7. При какой температуре лёд плавится?
8. Формула удельной теплоты сгорания.
9. Предельно низкая, недостижимая в природе температура. Её ещё называют абсолютным нулём.
10. Обозначение полной энергии.
11. Чему равна удельная теплоёмкость свинца?
12. ? 0С = 373К.

Команда «ЛЯМБДА»

Вопросы к заданию «Нарисуй фигурку»
Отвечая правильно на вопросы, нужно на рисунки соединить точки.
(Ответ: получится кораблик) (Рисунок 4)

Рисунок 4

1. Единица измерения удельной теплоёмкости СИ.
2. 00С = ? К.
3. Формула количества теплоты.
4. Единица измерения удельной теплоты сгорания.
5. Температура кипения воды.
6. Формула удельной теплоты плавления.
7. Чему равна удельная теплота плавления золота?
8. Единица измерения температуры по абсолютной термодинамической шкале обозначается (буква).
9. Формула полной энергии системы тел.
10. Обозначение удельной теплоты плавления.
11. Чему равна удельная теплота сгорания бензина?
12. 1 ГДж = ? Дж.

VIII. Домашнее задание с монетой

Переходим к следующему домашнему заданию. Перед вами копейка (10 тенге). Вы должны назвать все её основные физические параметры: диаметр; вещество; длина окружности; толщина; площадь; объём; удельная теплоёмкость; температура плавления; удельная теплота плавления; температура кипения.

(Оценивается по количеству правильно названных параметров)

IX. «Угадай чайнворд»

Ну и последнее задание нашего конкурса — «Угадай чайнворд». Каждой команде выдаётся по чайнворду. Нужно угадать зашифрованную в нём фразу. Кто отгадает быстрее, тот и победил. Ключевое слово: «Энергия». (Рисунок 5)

Рисунок 5

(Ответ: энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называют внутренней энергией тела)

(Рисунок 6)

Рисунок 6

(Ответ: энергия никуда не исчезает и не создаётся из ничего, она только превращается из одного вида в другой или переходит от одного тела к другому)

X. Подведение итогов

Подводится итог игры, определяется команда победителей.
Можно провести общий анализ знаний по теме и дать некоторым ученикам специальное задание — повторить тот или иной параграф, вспомнить решение задач.

Физика теплоты — огромная наука, и естественно, что сегодня мы кратко отразили некоторые тепловые явления.
Физика — удивительная наука, и надо шаг за шагом познавать её.

Литература

1. Л. А. Горлова «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике в 7–11 классах».
2. В. А. Волков «Поурочные разработки по физике», 8 класс.